Код сержанта Пеппера

Битлз

“Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” был выпущен «Битлз» первого июня 1967 года. Несмотря на то, что в этом году свои лучшие работы записали Cream, Jimi Hendrix, Jefferson Airplane и многие другие рок-музыканты из тех, кого сейчас принято называть легендарными, именно «Сержант Пеппер» стал главным действующем лицом рок-сцены 67-го.

Запись, которую, на этот раз, представили на суд слушателей «Битлз» не имела к рок-н-роллу никакого отношения. Некоторые, вошедшие в неё песни, были исполнены под аккомпанемент струнного симфонического оркестра, духовых инструментов и индийских ситар. В основу других были положены мелодии, обычно звучащие в кабаре или мюзик-холле.

Как бы там ни было, воздействие, которое «Оркестр клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера» оказал на популярную музыку, можно сравнить с тектоническим  сдвигом земной коры. Но «Сержант Пеппер» содержал не только революционные идеи, изменившие индустриальные стандарты шоу-бизнеса.

Вдумчивые поклонники этого музыкального произведения обнаружили, что новая пластинка «Битлз» не просто музыкальная запись, а зашифрованное послание, в котором они открывают зловещие секреты своей тайной закулисной жизни.

Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера

Особый интерес вызывает обложка, выполненная в виде раскрывающегося альбома, на лицевой стороне которого помещён яркий коллаж из нагромождения человеческих фигур и непонятного назначения предметов.

Коллаж настолько загадочен, что его невозможно объяснить однозначно и, поэтому, он воспринимается зрителями как праздничное шествие и похоронная процессия одновременно. Люди и предметы расположены так, что в этом видятся многочисленные намёки на странные и мрачные события, которые произошли с Битлз: смерть Пола Маккартни, вступление в тайное общество и участие в обрядах поклонения забытым языческим божествам.

Почему был отклонен первый вариант обложки?

Первоначальный вариант обложки «Сержанта Пеппера» был разработан группой дизайнеров из Дании «The Fool» хорошо знакомых с Битлз: ранее они сделали роспись в психоделическом стиле фасада здания на Бейкер-стрит, в котором был расположен принадлежавший Битлз бутик модной одежды, и камина в доме Джорджа Харрисона.

Дизайнерская группа «The Fool»

Дизайнерская группа “The Fool”

Однако, партнёр Битлз и владелец картинной галереи Роберт Фрезер предложил заменить обложку «The Fool», которую он назвал «психоделическим Диснейлендом», на новую и пригласить для работы над ней настоящих мастеров своего дела. Подходящие специалисты быстро нашлись. Ими оказались малоизвестные на тот момент художники супруги Питер Блейк и Янн Хаворт, которые выставлялись в галерее у того же Фрезера.

Согласно новой концепции, обложка должна была представить публике совершенно других Битлз: без причёсок под копну и в окружении знаменитостей, к миру которых они теперь сами принадлежали. Эта идея была успешно реализована с помощью размещённого на лицевой стороне обложки коллажа.

Но, всё-таки, почему же первый вариант обложки «Сержанта» был отвергнут?

Ответ с точки зрения здравого смысла очевиден.

Оркестр клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера обложка

Первый вариант обложки “Оркестра клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера”

Обложка, созданная «The Fool», не соответствовала грандиозной художественной задаче, которую ставили перед собой Битлз, работая над «Сержантом Пеппером».

Откровенно говоря, она выглядела слишком наивно и производила впечатление любительской.

Её замена на другую, более сложную и концептуальную работу, было абсолютно правильным решением. К слову сказать, обложка от «The Fool» присутствовала в первых изданиях пластинки в виде вкладыша.

Но искатели тайных посланий имеют свою точку зрения.

Датчане не входили в круг лиц, посвящённых в некие тайные события, о которых Битлз и их менеджеры намеревались рассказать с помощью обложки пластинки. Попросту говоря, они были не в теме. Их обложка не содержала, и не могла содержать, зашифрованных сообщений и по этой причине была отвергнута.

Кто все эти люди?

Наверное, каждый, кто хотя бы раз видел обложку пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера» задумывался над тем, кто изображён на её лицевой стороне, и почему именно эти люди были выбраны для создания знаменитого коллажа?

Никакой тайны в этом нет. Согласно объяснению самих Битлз на обложке изображены те, кто оказал на них большое влияние, кого они любят и уважают. Так, в списке Джорджа присутствовали исключительно индийские гуру. Джон хотел видеть себя рядом с Иисусом Христом, Гитлером и Махатмой Ганди. Пол предложил разместить на обложке лица выдающихся деятелей науки, культуры и спорта. А Ринго просто согласился с имеющимися кандидатурами. Остальные персонажи появились благодаря дизайнеру обложки Питеру Блейку и другу битлов Роберту Фрезеру.

Для того, чтобы ознакомиться с полным списком людей и предметов, включённых в фотомонтаж, можно воспользоваться удобным интерактивным изображением из Оксфордского словаря национальных биографий и, расширив, таким образом, свой кругозор, перестать ломать голову над этой загадкой.

Однако, не все согласны с таким простым объяснением. Дело в том, что многие персонажи с обложки «Сержанта Пеппера» имеют отношение к тайным обществам, оккультизму и экспериментам, связанным с управлением массовым сознанием. Очевидно, что находящиеся в их окружении Битлз, сообщают посвящённым о том, что сами являются членами некоего тайного братства. На «теневую» сторону жизни битлов намекают и расположенные рядом их собственные восковые фигуры в чёрных костюмах.

Вот несколько лиц с обложки, подтверждающих эту версию.

Свами Шри Юктешвар Гири

Свами Шри Юктешвар Гири (1855-1936) – индийский мистик. В основе его книги «Святая наука» лежит идея единой мировой религии.

Алистер Кроули

Алистер Кроули (1875-1947) – идеолог оккультизма и сатанизма. Основатель оккультных организаций «Орден Золотой Зари», «Серебряная Звезда» и «Орден Храма Востока». Масон.

Мэй Уэст

Мэй Уэст (1893-1980) – американская актриса. Активистка «сексуальной революции» 20-х годов прошлого века. Одна из зачинателей движения за права сексуальных меньшинств.

Уильям Клод Филдс

Уильям Клод Филдс (1880-1946) – американский комедийный актёр. Создатель образа мизантропа, ненавидящего детей и женщин. Умер от злоупотребления алкоголем. Масон.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр. Создатель аналитической психологии, под влиянием которой развивается современный оккультизм.

Боб Дилан

Боб Дилан – американский рок-музыкант и поэт. Является активным последователем движения Хабад, в основе которого лежат идеи Каббалы и монотеизма.

Пол мёртв?

Самым загадочным элементом коллажа является, расположенное на переднем плане, цветочное панно.

Идея его создания принадлежит Янн Хаворт. По её словам, она хотела очень плотно расположить на клумбе, так называемую хрустальную траву (ice plant), потому что это декоративное растение хорошо смотрится на фотографиях. Янн сделала заказ по телефону, но вместо хрустальной травы ей доставили разноцветные гиацинты, которых не хватило даже на то, чтобы заполнить половину переднего плана. Янн пришлось отойти от первоначальной концепции и выложить из красных гиацинтов слово «Beatles». Жёлтую гитару сделал доставивший цветы курьер, которому разрешили поучаствовать в создании коллажа. Получившаяся в итоге композиция из живописной толпы исторических деятелей и литературных персонажей, окружившая яркую клумбу, должна была, по замыслу авторов, создавать праздничное настроение, соответствующее общему музыкальному тону записи.

Но на то, что изображено на обложке есть другая точка  зрения.

Клумба напоминает, свежую, только что засыпанную землёй могилу, вокруг которой собрались те, кто пришёл почтить память умершего. Эту догадку подтверждают находящиеся в толпе восковые фигуры битлов в чёрных траурных костюмах, со скорбными лицами взирающие на могильный холм.

О том, что коллаж изображает траурную церемонию, говорят и кроваво-красные гиацинты, из которых выложено слово «BEATLES». У некоторых народов гиацинты являются символом смерти.

Кто же лежит в могиле, украшенной гиацинтами?

Намёки, которыми переполнена обложка «Оркестра клуба одиноких сердец Сержанта Пеппера», дают однозначный ответ. Коллаж изображает похороны Пола Маккартни. Согласно существующей легенде, Пол погиб в автомобильной катастрофе в ноябре 1966 года.

Жёлтая гитара под левую руку, у которой всего три струны, наводит на мысль, что это бас, который принадлежит левше Полу и, следовательно, в могиле находится именно он. Почему струн только три? Потому что в живых осталось только трое Битлз.

Если внимательно присмотреться и использовать воображение, то можно увидеть, что жёлтые цветы образуют не только контуры гитары, но и надпись «Paul?», а из красных гиацинтов составлена надпись «BE AT LESO» (БУДЬ НА ЛЕЗО). Лезо – греческий остров, который, якобы, Битлз купили специально для того, чтобы похоронить там Маккартни.

Слово BEATLES написано без определённого артикля «THE», как на предыдущих пластинках. В английском языке определённый артикль, стоящий перед словом, обозначающим какую-либо группу предметов, указывает на конечное укомплектованное множество. Следовательно, отсутствие артикля говорит о том, что один из членов Beatles отсутствует, а вместо него на обложке размещена фотография двойника.

Пол мёртв Занесённая рука

Над головой Маккартни занесена рука английского актёра Исси Бонна. Известно, что в религиозных традициях многих народов занесённая рука является символом благословения или смерти.

Ещё одним отличием Пола от остальных битлов является то, что он держит чёрный английский рожок, в то время, как в руках у Джона и Ринго находятся начищенные до блеска инструменты. Английский рожок напоминает трубы с которыми на европейских полотнах 17-го века изображались ангелы. Возможно, это означает, что Маккартни находится на небесах, т.е. умер.

Наводит на определённые мысли и бас-барабан, вокруг которого расположились битлы.

По словам Роберта Фрейзера, дизайн бас-барабана был разработан ярмарочным художником  по имени Джо Эфгрейв (Joe Ephgrave).  Несмотря на то, что фамилия Ephgrave распространена в Англии, в ней есть особенность. Слово еphgrave состоит из двух частей: EPHitaph – эпитафия и GRAVE – могила. Судя по всему, это ещё один намёк на смерть Пола. А бас-барабан, в таком случае,  – надгробие на могиле погибшего битла. И он тоже несёт тайное послание.

Пол мёртв I ONE IX НE ◊ DIE

Если вдоль условной горизонтальной линии, разделяющей пополам надпись LONELY HEARTS приложить зеркало, то можно увидеть текст I ONE IX НE ◊ DIE. Исследователи доказательств смерти расшифровывают это сообщение, как ОДИН ОДИН ДЕВЯТЬ ОН УМЕР. Т.е., Маккартни умер одиннадцатого ноября, если считать, что дата написана в соответствии с американскими правилами. Ромбовидная стрелка между словами HE и DIE указывает на Пола.

Вообще-то, Джо Эфгрейв нарисовал два разных бас-барабана и на втором трюк с зеркалом не работает.

Пол мёртв Ширли Темпл

Следующее доказательство смерти Маккартни связано с куклой в полосатом свитере, изображающей американскую актрису Ширли Темпл. На правой ноге куклы можно рассмотреть игрушечную модель автомобиля “астон-мартин”. Якобы, именно на таком автомобиле ехал Маккартни, когда попал в смертельную аварию 9 ноября 1966 года. Рядом с куклой лежит испачканная кровью автомобильная перчатка.

Пол мёртв OPD

Есть пугающая загадка и на внутреннем развороте  пластинки с фотографией «Битлз», снятых крупным планом и одетых в те же, что и на лицевой стороне, мундиры. На левом рукаве Маккартни пришита эмблема с надписью OPD или Officially Pronounced Dead (“Официально признан мертвым”). Такую аббревиатуру используют английские врачи, если человек, пострадавший от несчастного случая, умер по дороге в больницу. Ко всему прочему, на этой фотографии Маккартни единственный из битлов сидит в позе, похожей на ту, в которой древние кельты хоронили умерших.

Немало зашифрованных доказательств смерти Пола можно найти на обратной стороне конверта.

Пол мёртв Обратная сторона конверта

Кроваво-красный фон обратной стороны говорит о крови, пролитой Полом во время катастрофы.

Маккартни стоит спиной к зрителям. Возможно, что вместо Пола сфотографирован кто-то другой.

На фигуре Пола напечатан текст песни Within You Without You (“В тебе, но без тебя”). Строчка «never glimpse the truth, then it’s far too late» (не видим проблеска истины, а потом бывает слишком поздно) как бы перерезает шею Маккартни. Согласно легенде, Пол во время аварии был обезглавлен.

Джордж указывает на строчку из песни She’s leaving home («Она уходит из дома») «Wednesday morning at five o’clock as the day begins» (В среду в пять часов утра, когда день только начинается). Согласно легенде Пол погиб в среду в пять утра.

Если не Пол, то кто?

Существуют и другие версии относительно того, кто лежит в загадочной могиле.

Стью Сатклиф

Жёлтая бас-гитара может иметь отношение к первому бас-гитаристу Битлз Стью Сатклифу, который умер в Гамбурге в возрасте 21 года. Подтверждением этому является присутствие Стью в стоящей над могилой толпе.

Тара Браун

Тара Браун

Возможно,что траурная церемония изображает похороны наследника семьи Гиннесс Тары Брауна. В 1966 году Тара погиб в автомобильной аварии. Он был другом Леннона и Маккартни, и именно ему посвящена песня Битлз «Один день в жизни» (“A Day In The Life”).

∗∗∗∗∗

Здесь приведены  далеко не все тайны великой пластинки. Но независимо от того, существует «код Сержанта Пеппера» или нет, эта запись вывела рок-музыку из андеграунда, обозначив совершенно новый подход  к творчеству и коммерции. Впрочем, рок-н-ролл всё равно умер. И “Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» в какой-то степени этому поспособствовал. Но это, как говорят в таких случаях, уже другая история.

Источники

1. Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band 
2. Beatles Conspiracy
3. 500 Greatest Albums of All Time
4. The Sgt. Pepper Code
5. Рассекречена последняя тайна клуба сержанта Пеппера

6.  Р. Гэри Паттерсон, Пол Маккартни. История жертвоприношения,  из-во София, 1997. — 256 стр. SBN 966-7319-02-4

Поделиться