Дискография Битлз в визуальных образах

Дискография Битлз имеет две неотделимые друг от друга составляющие: собственно музыку и конверты, в которые эта музыка упакована.

Оглядываясь назад, можно посочувствовать художникам, фотографам и дизайнерам, создававшим обложки для виниловых пластинок Битлз. Как бы безупречно не выглядел конверт, предназначенный для хранения записей самой великой группы в мире, отношение к нему в 60-е годы XX века, было таким же, как к простой обёрточной бумаге. Самое ценное, с точки зрения покупателя музыки, находилось внутри, а не снаружи. С течением времени стало понятно, что обложки битловских винилов это не просто красивые упаковки. Они не только дополняют хранящуюся в них музыку, но и являются самостоятельными произведениями искусства. Оригинальные работы художников и фотографов, послужившие основой для оформления конвертов, продаются на аукционах за огромные деньги. Обложки пластинок Beatles развивают творческий потенциал современного общества, вдохновляя обычных людей, далёких от музыкального бизнеса, на переосмысление и даже пародирование изображённых на них сюжетов.

Давайте проследим, как одновременно с музыкой, которую исполняли битлы, эволюционировали обложки их пластинок.

Please, please me

Фотограф: Ангус Макбин

Дата выпуска: 22 марта 1963 года

Дискография Битлз - Please, please me

Когда зашла речь об обложке для первого лонгплея группы, продюсер Beatles Джордж Мартин предложил назвать пластинку «Off The Beatle Track», обыграв с помощью омофона английское идиоматическое выражение «off the beaten track» – «сойти с проторенной дорожки». Таким образом, Мартин хотел убить сразу двух зайцев: подчеркнуть новаторскую сторону музыки своих подопечных и привлечь внимание к названию коллектива. Фотосессию планировалось провести в инсектарии лондонского зоопарка, рядом с павильоном, в котором содержались жуки. Для реализации необычного художественного замысла был приглашён известный театральный фотографа-сюрреалист Ангус Макбин. Задумка с жуками была хороша, но консервативно настроенное Зоологическое общество Лондона не оценило смелую идею. На просьбу Мартина провести съемку на территории зоопарка был дан решительный отказ.

После того, как идея с зоопарком провалилась, было решено сделать серию снимков в студии самого Макбина. Фотографии получились хорошие, но Джорджу Мартину они почему-то не понравились.

Макбин начал подумывать о том, чтобы отказаться от работы с капризным заказчиком, но, всё-таки, согласился провести с Beatles ещё одну фотосессию. В этот раз место для съёмки он выбрал сам.

Фотография для первой долгоиграющей пластинки Beatles была сделана 5 марта 1963 года на внутренней лестнице лондонского офиса фирмы звукозаписи EMI, который в то время находился в районе площади Манчестер-сквер. У Макбина был с собой только обычный портретный объектив. Для для того, чтобы получить нужный ракурс, ему пришлось лечь на спину.

Джошу Александр Лос

Место для съёмки и композиция кадра были выбраны Макбином не случайно. В 1961 году он сфотографировал здесь в таком же точно ракурсе британского композитора и певца Джошуа Александра Лоса.

В 1969 году Макбин ещё раз снял битлов, стоящих в тех же позах на лестнице офиса EMI, для обложки неизданного альбома «Get Back».

With The Beatles

Фотограф: Роберт Фримен

Дата выпуска: 22 ноября 1963 года

Дискография Битлз - With The Beatles

Август 1963 года Beatles провели в турне по небольшим городам северного побережья Великобритании. Вместе с ними по приглашению Брайна Эпстайна в турне отправился молодой фотограф Роберт Фримен. Эпстайн был впечатлён его чёрно-белыми фотографиями джазового саксофониста Джона Колтрейна и рассчитывал, что Фримен, проведя с Beatles несколько дней, сделает фотографии для их новой пластинки, которая должна была выйти осенью.

Битлз в Гамбурге

Из разговоров с группой Фримен понял, что Beatles нужна обложка с черно-белой фотографией, похожей на мрачные и тревожные  снимки Астрид Кирхгерр, сделанные ей в 1960 году во время выступлений Beatles в Гамбурге.

Местом для проведения фотосессии стал  тёмный коридор отеля Palace Court в Борнмуте. Чтобы серьёзные неулыбающиеся лица музыкантов  выглядели так, как будто они проступают из окутавшего их тёмного пространства, Фримен сильно увеличил контрастность изображения. Для этого он использовал чувствительную плёнку с большим зерном и 180- миллиметровый телеобъектив.

Руководство звукозаписывающей фирмы EMI, на которой издавалась пластинка, было против чёрно-белого изображения группы. В то время монохромные фотографии использовали для оформления обложек джазовых музыкантов и менеджеры по маркетингу опасались, что изменение дизайна конверта исполнителей популярной музыки отрицательно скажется на продажах диска. Их опасения не оправдались. На пластинку поступило полмиллиона предварительных заказов ещё до её официального выхода.

A Hard Day’s Night

Фотограф: Роберт Фримен

Дата выпуска: 10 июля 1964 года

Дискография Битлз - A Hard Day's Night

Фотография на обложке третьей пластинки ливерпульской четвёрки – ещё одна классическая работа Роберта Фримена. Большинство песен, вошедших в «A Hard Day’s Night» были записаны для одноимённого фильма. Фримен, стараясь подчеркнуть связь пластинки с кинематографом, оформил портретные фотографии музыкантов в виде кадров киноплёнки. Чтобы передать динамику процесса кинопроизводства фотограф, проводя съёмку, попросил участников квартета постоянно менять своё местоположение в кадре.

Дизайн обложки менялся в зависимости от того, для какой страны выпускалась пластинка. Например, у американского и бразильского изданий привычный синий фон конверта был заменён красным. Кроме того, в американском издании на обложке размещены четыре больших кадра с битлами, а не двадцать маленьких, как в английском.

Beatles For Sale

Фотограф: Роберт Фримен

Дата выпуска: 4 декабря 1964 года

Дискография Битлз - Beatles For Sale

В конце 1964 года Битлз, Брайн Эпстайн и  Роберт Фримен встретились для того, чтобы обсудить обложку нового альбома. Они решили сделать её в виде раскрывающегося конверта с цветной фотографией. Съёмку предполагалось провести на открытом воздухе.

В один из осенних дней Битлз и Роберт Фримен отправились в Гайд-парк, намереваясь подышать осенним воздухом и, за одно, сделать несколько снимков для будущей обложки. Фотограф, не хотел, чтобы битлы специально готовились к съёмке, поэтому  ребята оделись как обычно, в черные пальто и белые рубашки. Их шеи украшали чёрные шарфы.

Прогулка затянулась, и, когда дело дошло до фотографий, выяснилось, что на часах семь вечера, и солнце вот-вот зайдёт. Фримен, исходя из сложившихся обстоятельств, решил не затягивать процесс и быстро сделал несколько снимков, рассчитывая в дальнейшем, использовать для конверта те, что получше.

В результате для передней стороны обложки была выбрана фотография с двумя размытыми цветными пятнами на переднем плане, которые, на самом деле, были листьями ветки, которую держал ассистент. Битлз на ней выглядят усталыми и отстранёнными. По всей видимости, на эмоциональное состояние музыкантов повлияли внезапная слава и напряжённый график выступлений.

На заднюю сторону конверта Фримен поместил снимок битлов на фоне опавших осенних листьев, который он сделал, забравшись на дерево.

Help!

Фотограф: Роберт Фримен

Дата выпуска: 6 августа 1965 года

Дискография Битлз - Help!

Для работы над обложкой Help! вновь был приглашён Роберт Фримен.

Размышляя над дизайном конверта, Фримен вспомнил кадры из рекламного ролика одноименного фильма, в котором Битлз размахивают руками под музыку.Создавалось впечатление, что они используют сигнальную систему моряков – семафорную азбуку.

Битлз в фильме "Help!"

Сцена была снята в Австрийских Альпах, и битлы, одетые во всё чёрное, отлично смотрелись на фоне чистого белого снега.

Результатом творческих усилий Фримена стала необычная идея – поместить на переднюю сторону обложки слово HELP, составленное из фигур битлов, изображающих буквы с помощью сигналов семафора.

Для достижения поставленной задачи он соорудил в своей студии специальную платформу с выкрашенным в белый цвет задником. Битлз надели пальто и кепки, как в рекламном ролике, но синего цвета и, изобразив руками сигналы семафора, заняли свои места в нужном порядке. Когда всё было готово к съёмке Фримен, посмотрев на композицию через видоискатель фотоаппарата, понял, что порядок жестов, с помощью которых битлы изображают буквы, совершенно не смотрится в кадре.

Чтобы снимок получился более выразительным, порядок изображаемых букв пришлось изменить, а фотографии самих музыкантов зеркально развернуть, поменяв местами левую и правую стороны.

С графической точки зрения результат получился безукоризненным, но от первоначальной идеи пришлось отказаться. Слово, составленное из сигналов семафора, передаваемых группой, не имеет никакого смысла. На обложке британского издания битлы изображают руками NUJV. На американской пластинке те же буквы расположены в другом порядке, – NVUJ.

Rubber Soul

Фотограф: Роберт Фримен

Дата выпуска: 3 декабря 1965 года

Дискография Битлз - Rubber Soul

Роберт Фримен хотел, чтобы на обложке Rubber Soul преобладали коричневые, чёрные и зелёные оттенки. Поэтому он попросил битлов надеть коричневые замшевые куртки и несколько раз сфотографировал группу на фоне зарослей  рододендрона. По воспоминаниям Фримена это было в Кенвуде, в  саду, который принадлежал Джону Леннону.

Через несколько дней Фримен пригласил «крутую четвёрку» к себе в студию, чтобы вместе с ними посмотреть получившиеся снимки и выбрать лучшие. Для наглядности он проецировал фотографии на вертикально стоящий белый кусок картона, размеры которого соответствовали размерам конверта. Во время демонстрации очередного фото картонный экран начал падать, и его положение относительно проектора слайдов изменилось. Случайно получившаяся искажённая проекция с удлиненными лицами понравилась всем, кроме Фримена. Несмотря на его протесты, битлы настояли на том, чтобы на обложке Rubber Soul была напечатана фотография с нарушенными пропорциями.

Позднее Джордж Харрисон скажет: «Благодаря вытянутым лицам мы впервые перестали выглядеть, как маленькие невинные дети. На обложке Rubber Soul Битлз похожи на заядлых курильщиков марихуаны».

Revolver

Дизайнер: Клаус Вурманн

Фотограф: Роберт Уитакер

Дата выпуска: 5 августа 1966 года